Викторины

Предлагаем принять участие в викторине "Строки, опаленные войной": вологодские поэты и писатели на войне и о войне". Свои знания Вы можете проверить до 30 октября.

Перейти в викторины »

В этот день

1934 Родился Юрий Федорович Тарыничев, череповецкий писатель, металлург, фермер.

Календарь событий »

Вопрос-Ответ

Евгения: Здравствуйте. Можно у вас узнать историю посёлка Фанерный завод, Кадуйского района?
 

Задать вопрос »

Краеведческий сайт Центральной городской библиотеки им. В.В. Верещагина

Это сайт о городе Череповце, его истории и современном состоянии.
В разделе Энциклопедия Череповца вы найдете статьи о достопримечательностях города и о выдающихся земляках, людях, внёсших значительный вклад в развитие города. В основу энциклопедии положены материалы, опубликованные в местной периодической печати. Содержание электронной энциклопедии будет постоянно пополняться и расширяться за счет новых источников.
Череповец – город, который имеет насыщенную культурную жизнь. В городе часто проходят различные мероприятия, вызывающие искренний интерес у горожан и гостей города. О событиях в культурной жизни города можно узнать из раздела Новости.
В разделе Ресурсы вы найдете: материалы краеведческих Чечулинских чтений; библиографические указатели серии «Ученые, писатели, краеведы – наши земляки»; Бессмертный класс – материалы о выпускниках череповецких школ, погибших на фронтах Великой Отечественной войны; Череповец литературный – видеоматериалы, где череповецкие авторы читают свои произведения, рассказывают о себе; историю Череповца в фотографиях вы найдете в Фотоальбоме.
Заинтересованные пользователи смогут внести свой вклад в развитие сайта, разметив здесь личные краеведческие материалы (фото, воспоминания).
Мы будем рады, если Вы найдете на нашем сайте полезную для Вас информацию!

Череповецкая энциклопедия

Череповецкая Фиваида

Древние монастыри Череповецкого края

Читатели «Голоса Череповца» очень заинтересованно отозвались о материалах Михаила Мальцева, посвященных истории Череповца, публиковавшихся у нас в 2011-м и нынешнем году. В прошлом номере «ГЧ» вы прочитали первую из статей книги Михаила Мальцева «Череповецкая Фиваида». Как нам рассказал сам автор, серия его архивных исследований «Святыни Череповецкого края» издается с 2006 года и содержит исторические описания храмов и монастырей, располагавшихся на территории современных Череповецкого, Кадуйского и Шекснинского районов. Книги рассказывают об истории православных обителей и церквей, содержат жития святых и жизнеописания подвижников благочестия, включают сведения о священниках и монахах. Все книги Михаила Мальцева богато иллюстрированы, содержат редкие архивные фотографии, многие из которых публикуются впервые.

(Продолжение. Начало в № 35 «ГЧ»).

Утраты и наследство

К сожалению, судьба череповецкой Фиваиды оказалась трагичной. В 1764 году вышел указ императрицы Екатерины IIо секуляризации монастырских земель, согласно которому было упразднено более 500 великорусских  монастырей, в том числе все обители Череповецкого края, за исключением Успенской Ворониной пустыни. Братия упраздненных обителей распределялась по другим монастырям, а сами монастыри обращались в приходы. В том же году прекратили свое существование монастыр­ские вотчины, переведенные в разряд государственных земель. Таким образом, в одночасье была разрушена создаваемая веками череповецкая иноческая область.

Утраты, вызванные реформой 1764 года, были весьма ощутимы, но все-таки они не привели к полному прекращению иноческой жизни на территории Че­реповецкого края. Наследницей древней монашеской области на протяжении 28 лет оставалась Успенская Воронина пустынь - единственная череповецкая обитель, пережившая екатерининскую реформу. В 1792 году она сгорела, и согласно указу новго­родского митрополита Гавриила ее братия была переведена в Филиппо-Ирапскую пустынь.

Начало Леушинского монастыря

Новый расцвет монашеской жизни на территории Череповецкого края связан с Леушинским монастырем. История этой обители необычна. Началась она со строительства небольшого деревянного Иоанно-Предтеченского приходского храма. Этот храм, находившийся в глухой труднодоступной местности, среди лесов и болот, казалось бы, не мог рассчитывать на из­вестность даже в пределах Череповецкого уезда. Но произошло непредвиденное. Его строительница Глафира Васильевна Каргопольцева, занимаясь сбором пожертвований, приобрела в Петербурге икону Похвалы Божией Матери, от которой вскоре после перенесения в Леушино стали совершаться многочисленные чудеса. Рассказы о святыне привлекли в Леушино монахиню Рыбинского монастыря Сергию, которая так полюбила это уединенное место, что решила организовать здесь монашескую общину.

А в 1881 году очередной (уже третьей по счету) начальницей Леушинской общины была назначена монахиня Таисия (Солопова) - будущая знаменитая игуменья, при которой обитель начинает быстро благоустраиваться. Конечно, поднималась она нелегко, путем неимоверных трудов и страданий ее настоятельницы и насельниц. Игуменья Таисия как-то призналась, что каждый кир­пичик главного монастырского собора Похвалы Божией Матери обильно полит ее слезами. Но все эти труды и слезы были ненапрасны. Уже в июле 1885 года постановлением Святейшего синода община была преобразована в монастырь «с наименованием его Иоанно-Предтеченским Леушинским женским общежительным монастырем».

А последующие годы стали временем интенсивного роста обители - временем строительства в ней величественных соборов (Похвалы Богородицы и Пресвятой Троицы), устройством Успенского и Иоанно-Богословского скитов, подворий в Череповце, Санкт-Петербурге и Рыбинске, созданием на территории монастыря женской церковно-учительской школы, ставшей одной из лучших женских школ Новгородской епархии.

Роль игуменьи Таисии в сохранении Ферапонтова монастыря. Дочерние обители

Самоотверженный труд матушки-настоятельницы и сестер, число которых к началу XX века превысило 450 человек, был по достоинству отмечен. Указом Святейшего синода от 21 января 1903 года Леушинский мо­настырь был причислен к 1-му (высшему) классу.

Но не только стремительный рост обители вызывает удавление и восхищение. Есть еще одно обстоятельство, позволяющее нам утверждать, что Леушинский монастырь представляет особое, неповторимое явление в истории России. Оказывается, тщанием игуменьи Таисии и сестер монастыря или с их помощью были устроены 7 (!) иноческих обителей, располагавшихся в разных концах Российской империи. Случай уникальный в истории отечественного женского монашества. Важно отметить, что многие из этих обителей впоследствии приобрели всероссийскую и даже всемирную известность. Характерный пример - знаменитый Ферапонтов монастырь с не менее знаменитыми фресками Дионисия. Ныне он включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО, и его статус как ценнейшего памятника ни у кого не вызывает сомнений. Но так было не всегда. Во времена игуменьи Таисии храмы Ферапонтова монастыря являлись обычными, мало кому известными приходскими церквями, постепенно приходившими в запустение и разрушение. И великим благом для них стало желание игуменьи Таисии заняться возрождением древней обители, что, в свою очередь, пробудило интерес к ней у научной общественности и, вполне возможно, позволило ан­самблю Ферапонтова монастыря благополучно пережить эпоху гонений на веру.

Активно занималась игуменья Таисия возрождением иноческой жизни и на территории Череповецкого края. Не без ее участия в 20 километрах от Череповца был устроен Парфеновский Богородицкий женский монастырь. Женская община начала свое существование в 1901 году, официальный статус получила в 1904 году, а в 1912 году она была преобразована в общежи­тельный женский монастырь.

В 1911 году игуменья Таисия возобновляет на территории Череповецкого уезда (ныне Шекснинский район) древнюю Антоние-Черноезерскую пустынь. Статус монастыря пустынь получает в 1912 году.

Таким образом, перед революцией на территории Череповецкого уезда находилось уже четыре действующих обители.

Игуменья Таисия и Иоанн Кронштадский

Невозможно обойти молчанием связь Леушинского монастыря со святым праведным Иоанном Кронштадтским. Начиная с 1891 года святой ежегодно посещал Леушинскую обитель, порой подолгу гостя в ней. Более того, он взял обитель под свое духовное водительство. В одной из бесед с игуменьей Таисией Иоанн Кронштадтский сказал: «Господь даровал мне эту обитель твою, и я ваш молитвенник всегдашний».

Отец Иоанн любил Леушинский монастырь, отдыхая в нем духовно и телесно. Как-то он сказал игуменье Таисии: «Легко служить в твоем соборе. Дух сестер-певчих дышит чистотою, усердием, благоговением; вообще у тебя хорошие сестры, хорошая обитель, и не оскудеет она милосердием Божиим».

К сожалению, Леушинский монастырь, который так любил святой, в советские годы попал в зону затопления Рыбинского водохранилища и его водами был разрушен до основания.

Михаил МАЛЬЦЕВ

(Продолжение в следующем номере)

Источник: Голос Череповца. - 2012.- 11 сентября (№ 36) - С. 18.